Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
На прошлой неделе немецкий страховой гигант Allianz AG объявил о приобретении компании РОСНО, одного из лидеров российского рынка страховых услуг.
Эта сделка не только стала самой крупной в истории российского страхового рынка — хотя сумму покупки стороны не разглашают, ее можно оценить в 50-90 млн долларов, — но и знаковой. Впервые мировые лидеры пошли на скупку российской компании, имеющую широкую филиальную сеть. Это явный сигнал к тому, что до передела рынка в пользу иностранцев осталось совсем немного времени. Оказать им достойное сопротивление смогут лишь кэптивные компании, входящие в орбиту бизнеса крупнейших российских финансово-промышленных групп.
Цена вопроса Официально было объявлено, что Allianz выкупает у акционеров РОСНО 45% принадлежащих им акций. По уже просочившимся в СМИ данным, этот пакет обошелся германскому страховщику примерно в 25-30 млн долларов. Однако скупые официальные сообщения содержат еще сведения об опционе, который получил покупатель на приобретение дополнительного пакета. Проще говоря, Allianz приобрел не только 45% наличными, но и еще значительный пакет акций РОСНО в рассрочку. Выбранный хитрый способ покупки в российских условиях оказался весьма удачным, ведь, по нашему законодательству, иностранный страховщик, выкупающий в российской компании более 50%, заведомо ущемляется в правах (например, он не может обслуживать физических лиц по договорам страхования жизни). Имея же на руках опцион, можно не беспокоиться о его выкупе ровно до тех пор, пока законодательство не будет изменено. А это может случиться, и во вполне обозримой перспективе — перед вступлением России в ВТО все ограничения для иностранных страховщиков, скорее всего, будут сняты. Из комментариев представителей Allianz следует, что сделка была проведена с минимальным риском для покупателя. По-видимому, это означает, что с его стороны было выдвинуто требование консолидации в руках одного продавца неблокируемого пакета акций (более 75%). И такая консолидация действительно была проведена. В конце прошлого года, как раз во время переговоров с Allianz, РОСНО осуществила допэмиссию акций, в результате которой доля главного акционера, АФК "Система", была доведена как раз до неблокируемых 75,9%. Все эти соображения позволяют оценить размер приобретенного Allianz опциона в 30% (75% минус уже выкупленные 45%), а суммарную стоимость сделки с учетом как текущих спотовых, так и будущих опционных выплат в 50-90 млн долларов, то есть в два-три раза выше появившихся в СМИ оценок. И хотя эта сумма не поражает воображение (активы банковско-страховой группы Allianz превышают 600 млрд долларов, годовой сбор страховых премий — около 70 млрд долларов, а ежегодная чистая прибыль — более 2 млрд долларов), нельзя сказать, что покупатель переплатил. Только по итогам прошлого года общая страховая премия, собранная РОСНО, составила примерно 280 млн долларов.
Крэш-тест Иностранные страховщики и раньше делали вложения в российское страхование. Например, швейцарская Zurich имеет российскую "дочку" "Цюрих-Русь", американская AIG — "AIG Россия", а германская ERGO (входящая в группу Munich Re) — "Русь". Однако все эти "дочки" — вновь созданные, реально никакого серьезного, уже готового бизнеса иностранцы не выкупали. Можно подумать, что Allianz просто соригинальничал и пошел своим путем. Однако это не так. У Allianz уже есть в России одна дочерняя компания — "Ост-Вест-Альянс", давно уже работающая. Зачем же понадобилась еще и РОСНО? Единственно возможное объяснение — наличие у немцев планов серьезной экспансии на российский рынок. Совсем недавно (см. "Эксперт" № 16 от 23 апреля 2001 года) мы писали о том, что РОСНО оказалась единственным возможным покупателем околоконтрольного пакета акций государственного "Росгосстраха". Подобные планы не могут не учитывать интересов предполагаемого нового акционера компании, затяжные переговоры с которым к этому времени уже завершались. По мнению члена правления Allianz Михаэля Дикмана, группа оценивает российский рынок страховых услуг как быстрорастущий и собирается резко расширить свое присутствие на нем. Отсюда, между прочим, следует, что уже существующая "дочка" развивается недостаточно быстро. Только приобретение достаточно развернутых (в географическом смысле) страховых компаний, обладающих мощной филиальной и/или агентской сетью, способно резко исправить ситуацию. До сих пор процесс внедрения иностранцев на российский страховой рынок был крайне вялотекущим. Например, компания "AIG Россия" была создана десять лет назад. Но только по итогам прошлого года, через десять лет тяжелой кропотливой работы, она стала лидером московского рынка долгосрочного страхования жизни граждан. Однако в силу неразвитости этого сегмента в целом страховая премия "AIG Россия" остается на уровне российских середнячков. И это несмотря на то, что материнская компания предоставила своей российской "дочке" безусловные и безотзывные гарантии исполнения взятых ею обязательств по страховым договорам! Причины этого явления просты: неразвитость филиальной и агентской сети и слабая информационная поддержка стратегических преимуществ иностранных компаний в жесткой конкурентной борьбе с российскими. Покупка компании класса РОСНО или "Росгосстраха" может одномоментно изменить расклад сил. Будет, например, мгновенно обеспечен канал доступа к массовому страхователю. А в случае безусловных и безотзывных гарантий со стороны материнской компании — и подавляющий конкурентов маркетинговый ход. Напомним, что все крупные иностранные страховщики, присутствующие на российском рынке, имеют высший рейтинг кредитоспособности — AAA. Почти автоматически этот же рейтинг будет присвоен и их российским "дочкам". Означает это, например, что даже в случае национализации российского бизнеса, скажем AIG, получить страховое возмещение вы элементарно сможете за границей. AIG, правда, до сих пор остается единственной компанией, выдавшей гарантии своей российской "дочке", а сама "дочка" — единственной в России компанией, имеющей международный рейтинг AAA. Если Allianz не пойдет по пути своего американского конкурента, то процесс адаптации РОСНО к германской страховой культуре может затянуться, а сама покупка — стать крэш-тестом такого способа расширения бизнеса в России для прочих иностранных страховщиков. Спурт Allianz, по всей видимости, активизирует деятельность его прямых конкурентов — компаний AIG, Munich Re и др. В таком случае возможная скорая продажа "Росгосстраха" будет сопровождаться большой дракой иностранцев.
Гримасы рынка Как ни странно, агрессию мировых страховщиков менеджеры крупнейших российских компаний восприняли достаточно спокойно (см. "Время покажет"). Причину спокойствия сами они видят в том, что от покупки до маркетинга пройдет немало времени. В это можно поверить только в том случае, если финансовые вливания покупателя в компанию окажутся достаточно скромными. Но более вероятно, что для спокойствия российских страховщиков есть и более серьезные основания. Под передел рынка не попадут страховые компании, находящиеся в орбите крупных российских финансово-промышленных групп. Совсем недавно, кстати говоря, по крайне мере два из признанных лидеров рынка (ВЕСтА и "РЕСО-Гарантия") были выкуплены Альфа-банком и МДМ-банком соответственно. Эти компании, связанные со своими акционерами кэптивными отношениями, благодаря материнским компаниям вряд ли потеряют уже завоеванные доли рынка. Поэтому возможная стремительная экспансия иностранцев будет съедать доли и клиентов прежде всего некэптивных средних и мелких страховых компаний. Уже сейчас ясно, что эти компании, особенно те, что ориентируются на массового клиента, вряд ли могут что-нибудь противопоставить дешевым и качественным страховым продуктам иностранцев в том случае, если они будут продаваться повсеместно.
Таблица 1. Крупнейшие российские страховые компании по итогам 2000 г. (млн рублей)